Новости
Нам всем, без исключения, приходят в голову разнообразные идеи, порою нам самим представляющиеся сверх гениальными и позарез необходимыми человечеству для дальнейшего существования! А как же;) Основная масса этих произведений мозгового искусства и ныне там. Но! Есть счастливчики, чьи идеи не только дошли до массы, но и получили колоссальную поддержку и одобрение общественности. Как говорится бизнес пошел в гору. Где тот мостик, который соединяет задумку с успешно реализованным проектом и превращает одно в другое? Давайте пробежимся по лучшим отечественным стартапам прошлого года и попробуем выяснить в чем их «фишка».
Биван
Удивительное изделие из парашютной ткани, которое надувается за несколько секунд и приобретет нужную форму после пары взмахов. Искать насос или усердно надувать самому не придется. Шезлонг, гамак и диван в одном лице.
Биван придумал Николай Белоусов в январе 2016 года. Реализовать идею удалось с помощью российской краудфандинговой платформы BoomStarter. Изобретатель рассчитывал собрать 1 млн рублей, а получилось – в 4 раза больше. Идея оказалась настолько интересной, что проект побил все рекорды на краудфандинговой площадке. У бивана есть аналог. Вернее, сам биван стал аналогом голландского изобретения Lamzac Hangout. А где аналоги, там и обвинения в плагиате, что не миновало и Белоусова. В мае 2016 создателя бивана обвинили в копировании уже давно существующего изобретения. Возможно, идея «голландского бивана» стала толчком к успеху бивана российского. Ведь случаи, когда популярный западный продукт успешно адаптируют под российскую аудиторию, нередки.
Doc+
Это сервис позволяющий в любое время суток вызвать врача на дом и получить срочную медицинскую помощь. Цена услуги постоянна и не зависит от того, что у вас болит (нога или ухо) – 2 000 рублей за приезд и осмотр доктора. Идея, также, как и в истории с биваном, была «подсмотрена» у западных предпринимателей.
Автор проекта Виктор Белогуб взял за образец иностранную компанию «SOS Medicins». В год у нее около 60 млн вызовов врачей на дом. И это на протяжение уже 50 лет. Белогуб решил создать нечто подобное, но сделать акцент на технологичности проекта – создать мобильное приложение и удобный сайт с приятным дизайном. Успешная бизнес-стратегия, проверенная 50-летней историей другой компании, позволила Белогубу получить проект Doc+ с прибылью в 25 млн. рублей уже после 9 месяцев работы. Однако без особенностей, которые нацелены только на российскую аудиторию, никак. Например, в Doc+ установлена фиксированная цена за прием. Сделано это для того, чтобы избавить людей от страха незапланированных переплат. В декабре компания выиграла премию «РБК-2016» в номинации «Стартап года».
!!! Вот первый ключик с развитию успешного бизнеса. Адаптация западных проектов под российскую аудиторию – одна из выигрышных бизнес-стратегий для стартаперов. Из этого часто получается что-то новое и уникальное именно для России. Например, KupiVIP немца Оскара Хартманна, который «привез» в нашу страну западную моду на интернет-магазины, или ВКонтакте, созданный по аналогии с Facebook.
Prisma
Это новомодный мобильный редактор, который может сделать из обычной фотографии чуть ли не произведение искусства. Приложение не просто накладывает фильтр на уже существующую картинку, а анализирует полученное фото и полностью его перерисовывает, используя при этом нейронную сеть. Авторы осуществили задумку всего в течении 2 месяцев, при довольно небольшом бюджете, а за 5 дней после того, как оно появилось в App Store, его скачали миллион раз. К октябрю эта цифра увеличилась до 67 млн скачиваний.
Виральность или потенциал на стремительное распространение – вот причина резкой популярности проекта. Instagram – основная платформа, на которой можно найти фотографии, обработанные в Prisma. В один миг их начали постить практически все, в том числе и знаменитости. Чем больше было таких фото в новостной ленте, тем больше хотелось выложить что-то подобное. Prisma стала настоящим трендом и элементом моды. Однако, как известно, все модное сегодня уже неактуально завтра. Как живет компания сейчас?
Дабы не растерять популярность и не обрести статус приложения-однодневки, Prisma разрабатывает новую технологию обработки фото и видео. Теперь нейронные сети, с помощью которых фотографии приобретают «новую жизнь», запустят прямо в смартфоны. Технология позволит видеть результат обработки в реальном времени, еще до того, как пользователь сделает кадр или запишет видео. Посмотрим, удержит ли это нововведение Prisma в топ-приложений App Store или полностью заставит забыть о редакторе, на месте которого будет новый вирусный тренд.
!!! Виральность – еще один ключ к успеху стартапа. Хотите заработать на проекте? Сделайте так, чтобы люди сами о нем говорили и скорее хотели приобрести. Именно так в 2010 году сделали создатели Instagram Кевин Систром и Майкл Кевин. А благодаря итальянцу Габриэле Чирулли несколько лет назад весь мир играл в 2048.
Эвотор
Эвотор – это смарт-терминал в виде планшета. Он позволяет контролировать все торговые процессы на предприятии. «Умная» касса была создана в помощь малому и среднему бизнесу. Поэтому и расшифровывается Эвотор как «эволюция торговли».
Один из создателей Эвотора – предприниматель Андрей Романенко, многим известный как сооснователь группы QIWI. У нового проекта Андрея Романенко есть все шансы стать успешным, ведь Эвотор появился именно тогда, когда стал действительно необходим. В июле 2016 был принят закон о новом порядке применения контрольно-кассовой техники. С февраля 2017 года все кассы должны будут перейти в онлайн. Теперь вся информация о расчетах фирмы будет доступна налоговой службе. Каждая компания должна будет записывать все свои финансовые операции не в тетрадь, а на смартфон, планшет или компьютер. Получается, у руководителей малого и среднего бизнеса нет другого выхода – гаджет, который станет онлайн-кассой, купить все равно придется.
!!! Оказаться в нужное время в нужном месте – еще одна успешная бизнес-стратегия. Она создает такие условия, в которых не вы нуждаетесь в покупателях, а они нуждаются в вас, то есть, в вашем продукте. Этим во многом был обусловлен успех российской компании «1С», когда после распада СССР «новой» стране стала необходима новая система ведения отчетности и баз данных.
Сhatfuel
Это сервис, дающий возможность любому создавать чат-ботов для социальных сетей. Чат-боты – это роботы-собеседники. Они могут самостоятельно поддерживать связь с пользователем в сети. Главное в Chatfuel – навыки программирования для создания виртуальных собеседников не нужны. Chatfuel быстро привлек аудиторию в несколько миллионов и начал развиваться.
Компания появилась в 2015 году под руководством Дмитрия Думика. Проект изначально создавал ботов только для платформы Telegram. Теперь чат-ботов можно создавать и для Facebook Messenger, а в скором времени они начнут работать с Whatsapp, Viber, Slack и Kick. Стартап привлек инвестиции со стороны Yandex, YCombinator, 500 Startups и Knight Foundation. Конечный продукт, который получает пользователь Chаtfuel – чат-боты, явление сейчас очень популярное. К моменту создания сервиса уже было понятно, что боты – несомненный тренд будущего. Недорогие в производстве, они решают сразу несколько задач и могут полностью заменить человека в онлайн-общении. Однако основатели Chatfuel стали первыми, кто понял, что технологию создания ботов можно сделать доступной обычным людям.
!!! «Жить не сегодняшним, а завтрашним днем» – вот каким должен быть ваш девиз, если хотите сделать что-то стоящее. В этой бизнес-стратегии важно спрогнозировать или, возможно, предсказать, что будет нужно людям через год, два или пять лет. В результате вы сможете вовремя дать потребителю то, чего у него еще нет, но что ему необходимо или в скором понадобится. Проектом, который стал успешным благодаря этой же бизнес-стратегии, можно назвать всем известный Facebook. Марк Цукерберг поймал тренд будущего на коммуникацию в Интернете и создал социальную сеть, ставшую самой популярной в мире.
Fibrum
Виртуальная реальность по-русски. Компания Fibrum выпускает VR-шлемы, которые работаю с любым смартфоном. Шлем совместим с iOS, Android и Windows Phone. Проект часто сравнивают с американским конкурентом Oculus, который купил Facebook за $2 млрд. Однако Fibrum видит свое преимущество над западным конкурентом и заявляет, что их проект – первый и единственный в мире, который предлагает комплексное решение в сфере виртуальной реальности. А именно – шлем настолько универсален, что не только совместим с любым смартфоном, но и рассчитан на самую широкую аудиторию (даже на людей с дефектами зрения) и не требует дополнительных настроек. Достал, надел и смотри. Кроме того, российский аналог американского девайса намного дешевле – 7 тысяч рублей, в сравнении с суммой от 38 до 120 тысяч рублей за шлем Oculus. Основал компанию Илья Флакс из Казани. В 2015 начались продажи. К июню 2016 приложение Fibrum, которое работает в паре со шлемом, скачали 8 млн раз.
Как можно объяснить такой успех и популярность стартапа? Во-первых, эпоха виртуальной реальности уже наступила, и за продукты в сфере VR платить действительно готовы. Во-вторых, Firbrum не первые в этой отрасли. Так что, подсмотреть идею у западных конкурентов и добавить немного «от себя», как уже известно, часто уместно и, главное, прибыльно. Выходит, что Firbrum совместила две известные бизнес-стратегии – «подсмотреть и адаптировать» и «поймать тренды» и превратила стартап в успешно реализованный проект.
!!! Комбинировать бизнес-стратегии или даже совмещать их никто не запрещал. Возможно, одна из них точно сработает и сделает из вас миллионера. Главное – не переборщить. Смогла убить двух зайцев уже компания «Партия еды», привозящая продукты на неделю прямо к вам домой. Создатели этого проекта адаптировали американский сервис plated.com и вовремя поймали тренд на экономию времени жителями мегаполиса.
Подводим итоги, делаем выводы!
· Не бойтесь адаптировать.
До российского рынка дошло еще далеко не все, что есть на западе. Найдите проверенную классную идею и преобразуйте ее под российскую реальность. ВЖУХ: и у вас стартап, подающий большие надежды.
· Делайте виральные продукты.
Без рекламы и раскрутки проекта не обойтись. Но все это дорого стоит и занимает немало времени. Сделайте так, чтобы пользователи сами рекламировали ваш же продукт – заставьте их рассказывать о вашем проекте за счет интересного контента. В общем, найдите «болевую точку» аудитории и давите прямо на нее.
· Создавайте то, что будет действительно нужным.
Помните, что стартап – это не высосанная из пальца идея, когда хочется хоть что-то придумать и сделать. Это реально нужный обществу проект. Ваша задача – понять, чего именно хочет ваша целевая аудитория и создать именно это.
· Попробуйте сузить аудиторию.
Необязательно делать что-то универсальное и угождать всем. Достаточно привлечь внимание отдельной аудитории и работать только для них. Школьники, домохозяйки, путешественники, вегетарианцы. Людей много, осталось придумать, что им можно предложить.
· Ищите тренды будущего.
Совет не из простых. Однако именно он может принести вам огромную удачу. Ориентируйтесь не на то, что модно и востребовано сейчас, а на то, что будет популярным в будущем. Возможно, вы станете первооткрывателем новых трендов, и копировать будут уже ваш проект.
· И самое главное!!! Не бойтесь экспериментировать и рисковать. Истории успешных стартапов показали, что главное – это правильно подобранная команда, терпение, много работы и стопроцентная вера в собственную идею.
По материалу Дарьи Строкан.